Участие в расстановках в роли заместителя научило и продолжает учить меня в обычной жизни видеть, как поле разных людей ставит меня в разные роли относительно них. Часто это роли их семейной системы. И как «мое» поле стремится поставить кого-то на роли людей из моей семейной системы. Помимо обучения видеть, воспринимать, замечать это, я так же осваиваю навык выходить из роли, на которую меня «втягивает» система другого человека и внутренне выводить другого человека из привычных моему полю ролей. Это очень увлекательное занятие — наблюдать все это и в этом пробовать делать разные действия.
Для расстановщика это обязательный, на мой взгляд, навык — постоянно отслеживать, не втянуло ли меня уже в расстановку, в какую-то из ролей.
Чтобы лучше обьяснить, как это работает, приведу пример. Вот бывают милые, добрые, тихие, терпеливые люди с очень нарушенными границами и очень подавленным гневом. Они все время такие хоро-о-ошие, но почему-то все им делают гадости и еще больше «насилуют» и нарушают границы. Я узнаю такого человека в том числе по не свойственному мне, внезапно нахлынувшему чувству-желанию как-то нарушить его границы, причинить какое-то насилие. Это очень яркий маркер для меня, что я сейчас попала на роль кого-то, кто изначально это насилие им причинил. Поле пытается уравновесить эту ситуацию бесконечно долго и терпеливо. До тех пор, пока она не будет решена, оно снова и снова пытается встретить этого человека с его отвергнутым травмой куском. Вернуть в ту ситуацию, чтобы прожить что-то не прожитое, признать что-то не признанное.
Чаще всего эти люди не осознают, что их поле очень сильно притягивает окружающих встать именно в эту позицию. Что их действия и поведение провоцируют такое к себе отношение. Наоборот, они думают, что они и мухи не обидят, что ничего такого в свой адрес они провоцировать просто не могут. И недоумевают, когда это снова и снова, в очередной раз повторяется уже с другими, пришедшими в их жизнь людьми.
Я как терапевт отслеживаю свои телесные и эмоциональные реакции на клиента. Будучи наблюдаемыми и анализируемыми, они приносят мне не только материал для моей личной терапии, но и информацию о поле клиента.
Расстановки — нагляднейшим образом показывают, как это все работает. И работа расстановщиком, и участие в роли заместителя до сих пор для меня в этом — лучшая школа.