Фрейд ввел концепцию «трансфера» (переноса), когда клиентки, в которых он находился в изголовии во время сеанса (они его даже не видели, он только предлагал им дальше и дальше рассказывать то, что приходит методом свободных ассоциаций) — начинали «кидаться» на него, говоря, что любят его и хотят. «Здесь что-то не так» — подумал Фрейд. С чего бы им любить и хотеть меня?
Проанализировав ситуацию, он предположил, что это — «перенос» на него чувства к какому-то другому человеку. Выяснилось, что личность психоаналитика не имеет значение, имеет значение для возникновения переноса именно сама ситуация.
Фрейд первый, кто стал изучать привязанность пациента к врачу/психоаналитику. И для многих врачей это было «в радость» и тешило их нарциссизм, но Фрейд стал всматриваться, и обнаружил, что дело не в их личности и даже не в их душе.
На какую фигуру он может быть похож своим положением относительно клиентки? На отца — заметил Фрейд.
——
Слепое обожание некоторых лидеров, ведущих, да и просто людей может быть основано на трансфере. Особенно важным считаю замечать именно «слепое обожание», когда не видишь в человеке никаких «минусов» и человеческих не идеальных черт, все они как бы растворяются в свете всеобъемлющей любви, кажутся не значительными.
Часть ведущих/лидеров пользуется этим. Обращая людей к их детским частям разными способами, специально созданными условиями, ведущий/лидер/терапевт/психоаналитик может вызвать на себя перенос и пользоваться «любовью»/обожанием клиента. Ребенок беспомощен и зависим.
Так же есть люди, которые бОльшую часть времени находятся в своей детской части, сами ищут себе «папу» и «маму».
Если в человеке недостаточно выросла и окрепла взрослая часть, если он с ней не в контакте — он легко попадается на «лже-гуру», «пси-секты» и т.п.
Осознание феномена переноса у клиентов помогает использовать перенос, как эффективное орудие для работы. Благодаря нему прикасаться к ранним детским чувствам и переживаниям клиента, иметь туда доступ. Неосознанность в этом может приводить ведущих/помогающих практиков к тому, что они пользуются переносом клиентов и принимают это обожание на свой счет, провоцируют его.
Каждый человек может лучше изучить, что такое перенос и быть более осознанным, различать симптомы, когда у него начинает происходить/включаться «это». Изучить, в каких условиях это происходит. Осознавать природу этого явления вместо того, чтобы называть это «любовью». Как правило, мы переносим на других людей чувства к своим родителям. По каким-то схожим обстоятельствам, критериям.
Я ярче всего вижу феномен переноса на расстановках. Вот где действительно становится понятно, что многие чувства, которые к какому-то человеку — на самом деле не к нему.