Ограничивающие убеждения из детства. Это те фразы, сказанные взрослыми, в которые ребенок поверил. И ограничил ими свое представление о чем-то. Например «деньги — зло», «много хочешь — мало получишь», «никогда хорошо не жили, нечего и начинать», «криворукая», «ходишь, как слон», «ты всё время всё портишь», «кто не работает, тот не ест», «нет слова «не хочу», есть слово «надо»», «не задавай лишних вопросов», «много смеешься — будешь плакать», «кто много знает, тот мало живёт» и многие другие.
В этих «фразочках» зачастую склеены понятия, которые по-хорошему не должны идти в связке. На данных примерах склеены деньги и зло, смех и слезы, знание и короткая жизнь… То есть в восприятии ребенка, а потом и взрослого человека, где-то там внутри прописано, что одно существует вместе с другим, одно ведет к другому. Это влечет за собой и соответствующие реакции и способ действия. Если деньги — зло, то буду от них сторониться. Если после смеха будут слезы, то не буду смеяться.. Если я — криворукая, то не буду ничего делать руками..
К чему я всё это?…
Каждый раз, работая на курсе по этой теме, снова вижу, что убеждения эти вложены в детей взрослыми как правило неосознанно, или, что тоже часто — из своего собственного страха, боли, обиды. Часто взрослые просто не понимают, каким образом у ребенка эти вещи прописываются и становятся его правдой. Они просто талдонят это своим детям, или вбивают силой, или на сильных эмоциях таким образом отдают своему ребенку часть своей боли, ноши, которую так и хочется кому-то еще отдать, чтобы самому стало легче…
Мне просто хочется об этом сказать, снова.. Каждый новый курс, когда студенты проходят эту тему, снова об этом думаю.. О том, что, если у нас есть страх, боль, обида, перенятая от своих же родителей узость восприятия в каком-то вопросе, то, будучи неосознанным, мы легко и непринужденно сеим семена этого же в своих детях. Такими вот фразочками, сказанными на эмоциях, повторяемыми снова и снова, как само собой разумеющееся. Свои ограничения в восприятии мира, восприятии отношений, денег, самореализации, любой другой сферы мы передаем детям, хотя, если сами сможем свои эти ограничения осознать, то ситуация во многом изменится. Осознанность — она фильтр, останавливающий перескакивание этих программ дальше… Мы это можем.. Можем увидеть себя со стороны, увидеть эти ограничения, увидеть себя отдельно от них, и даже если после этого подобные ограничения все еще будут в нас работать, у нас хватит сил не передавать их дальше.